Организация складских операций для бизнеса, основная деятельность которого – работа с товарами, наиважнейший аспект их деятельности. Поэтому на складах стараются использовать как можно больше разной техники, чтобы поднять эффективность работы складского объекта. Одна из таких техник – штабелер.
Это специализированная подъемно-транспортная машина, предназначенная для работы с палетированными грузами. Назначение – опускание и подъем грузов на высоту для их последующего размещения на стеллажах. А также перемещение этих грузов на небольшие расстояния внутри склада. Иногда можно использовать штабелер при разгрузке или погрузке на автомобили.
Штабелер – это более компактная и маневренная альтернатива вилочному погрузчику, особенно при работе в узких проходах между стеллажами.
Первое, на что нужно обратить внимание, это грузоподъемность и высота подъема. Грузоподъемность – это максимальный вес, который штабелер может безопасно поднять и переместить. Это паспортный показатель. Рекомендуется брать модель с небольшим запасом, чтобы не было перегрузок и обеспечить устойчивость техники во время работы.
Нужно также помнить об остаточной грузоподъемности. Это фактический вес, который штабелер сможет поднять на максимальную высоту. Обычно эта характеристика меньше номинальной грузоподъемности, которая указана в паспорте. Пренебрегая этим параметром, есть риск, что машина опрокинется.
Например, какой вес и на какую высоту могут поднять штабелеры разного вида:
гидравлические: 1-2 т поднимают до 3 м;
электрические: 1-2 т поднимают до 3,5 м;
самоходные: 1-2 т поднимают до 6,5 метров.
Интересный факт: среди электрических моделей есть настоящий «тяжеловес» – трехтонная модель, правда, с небольшой высотой подъема – 1,6 м.
Тип и мощность привода надо также учитывать. Ручной гидравлический привод – самый простой вариант. Чтобы поднять груз, оператор вручную нажимает на рычаг, который запускает встроенный гидронасос. Такие штабелеры используются на складах с небольшим объемом работ.
Электрический привод берет на себя и подъем, и перемещение груза. Здесь две группы:
электрогидравлический – это когда электродвигатель управляет гидравлическим насосом, который создает давление масла для подъема мачты;
электромеханический – когда электродвигатель связан с цепным или тросовым механизмом, который поднимает грузовую платформу.
В среднем, мощность двигателей электрических штабелеров 0,75-3 кВт. Конкретная цифра зависит от модели и производителя.
Габариты штабелера и его радиус разворота – два важных параметра, особенно если приходится работать в тесных условиях. Главный показатель здесь – AST (Aisle Stacking Truck), или ширина рабочего коридора. Это минимальное расстояние между стеллажами, в котором предстоит работать складской технике. Если выбрать технику с неподходящим AST, могут возникнуть серьезные проблемы: от сложностей с маневрированием до неэффективного использования всей складской площади.
Вот приблизительные требования к ширине прохода для разных типов:
ручные гидравлические: 1,6-1,8 м, они самые компактные и требуют наименьшего пространства;
с электроподъемом: 2-2,4 м;
самоходные: легкая серия: 2,2-2,5 м, тяжелая серия: 2,5-2,8 м.
И последний критерий выбора – тип мачты (подъемного механизма). Это вертикальная конструкция, по которой перемещается каретка с вилами. И она влияет на максимальную высоту подъема, габариты самого штабелера и возможность работать в ограниченных по высоте пространствах.
Существует три типа мачт:
Симплекс (односекционная) – самая простая конструкция, которая состоит из одной неподвижной рамы и одной цепи. Вилы поднимаются внутри рамы, не выдвигая никаких внешних секций, и они не могут подняться выше верхней точки мачты.
Дуплекс (двухсекционная) состоит из двух телескопических секций (внешней и внутренней), которые выдвигаются последовательно. Сначала вилы могут иметь свободный ход – подниматься без выдвижения внутренней секции, или быть жестко связаны с выдвижением.
Триплекс (трехсекционная) состоит из трех телескопических секций. Оснащена системой свободного хода. Сначала вилы поднимаются по внутренней секции (свободный ход), затем последовательно выдвигаются вторая и третья секции. Используются в высокостеллажном хранении и в складах, где нужно поднимать груз на большую высоту, но при этом техника должна беспрепятственно проезжать через низкие ворота.

Штабелеры классифицируются по типу привода и конструкции, что определяет их возможности и область применения.
Это самые простые штабелеры. Подъем вил здесь полностью гидравлический: оператор качает рычаг или нажимает на педаль, приводя в действие систему. Опускание груза тоже контролируется вручную с помощью специального клапана. Передвигается штабелер исключительно силами человека – его нужно толкать или тянуть за рукоятку.
Конструкция включает прочную раму, мачту (она может быть одинарной или двойной), вилы для груза, гидроцилиндр, насос и колеса с тормозом. Если склад небольшой и разгрузка происходит нечасто, то надо использовать гидравлическую модель.
Эти модели похожи на ручные, но есть отличие: подъем вил происходит электродвигателем, который питается от аккумулятора. Оператор просто нажимает кнопки или двигает рычаги, чтобы поднять или опустить груз. Перемещение же здесь также ручное.
Конструктивно они почти близнецы ручных моделей, но дополнены электромотором, насосом и аккумуляторной батареей. Подъем происходит быстро, и это удобно. Но у этой техники есть и особенности – она менее маневренна. Причина: вес машины составляет 300-500 кг. Если склад большой, а полы неидеально ровные, то работать с такой моделью может быть не комфортно.
Эти модели оснащены электродвигателями для обоих процессов: и для подъема вил, и для передвижения. Оператор управляет функциями через панель. кроме базовых элементов здесь есть тяговый электродвигатель, система управления движением и мощный аккумулятор.
Среди самоходных штабелеров выделяют две группы:
Поводковые: оператор идет рядом, управляя устройством с помощью пульта управления. На ней расположены все элементы контроля: движение, подъем и опускание вил.
С платформой для оператора: здесь предусмотрена специальная площадка, на которой работник стоит во время работы. Платформа бывает либо фиксированной, либо откидной.
Есть и еще одна классификация, связанная с аккумуляторной батареей. Модели с небольшой мощностью (до 125 А/ч) используются на маленьких складах с невысокой интенсивностью работы. Главный минус: аккумулятор заряжается только внутри штабелера. Быстро заменить его на новый во время смены не получится.
С аккумулятором более 160 А/ч. Эти штабелеры заметно выигрывают. Они легко отработают целую смену в интенсивном режиме без дополнительной подзарядки. Аккумуляторы в них можно заряжать как внутри машины, так и сняв их.
Кроме трех основных типов, существуют специализированные машины:
Ричтраки – это самоходные модели с выдвижной мачтой. Их "фишка" – возможность сначала выдвинуть вилы вперед, захватить груз, а затем втянуть его обратно к корпусу для безопасной транспортировки. Ричтраки оснащаются кабиной или рабочим местом для оператора.
Узкопроходные модели специально созданы для работы в очень узких проходах между стеллажами (меньше 2 м). Эти самоходные штабелеры используют индукционную петлю в полу или другие навигационные системы для точного движения в тесноте.
Выбирать складскую технику надо с учетом грузопотока и планировки склада. На сайте компании “Айронтех” можно посмотреть линейку штабелеров, тут же проконсультироваться со специалистами и выбрать технику под требования складских работ. В любом случае модели из предложенного каталога позволят максимально использовать пространство, ускорят обработку грузов и понизят операционные расходы.